Главной движущей силой деятельности человека являются его потребности и интересы.
Можно различить потребности витальные (дышать, спать, питаться, одеваться …), материальные (нужда в вещах, обеспечивающих условия жизни и деятельности), эмоциональные, социальные, духовные.
Потребности меняются с возрастом, они могут быть естественными, или сформированными социальным  окружением, или навязанными этим окружением, а также сформированными осознанно собственными усилиями.
Эмоциональные потребности связаны с психикой человека и в своей основе являются естественными, однако и эти потребности могут под влиянием окружения и информационного зомбирования приобретать уродливые формы.
Социальные потребности формируются на основе необходимости общения с другими людьми. Без общения не может формироваться полноценная личность. С другой стороны, общение может сделать из человека морального урода. Нормальному человеку важно то, как к нему относятся родные и близкие люди, друзья, коллеги по работе и просто незнакомые люди. Человеку хочется, чтобы его любили, уважали, оказывали знаки внимания и так далее.
Очень часто наш эгоцентризм мешает строить конструктивные отношения с людьми. Мы требуем к себе любви и уважения, но не обращаем внимания на свое отношение к людям. Наше невнимание к людям и своим поступкам рано или поздно обернется соответствующим отношением со стороны окружающих к нам.
Духовные потребности – это потребности души в общении с Богом.
Можно ли управлять процессом изменения потребностей?
Да, управлять можно, если понимать некоторые закономерности потребительной деятельности.
Во-первых, любая потребность воспроизводится или удовлетворяется окончательно в процессе потребления.
Во-вторых, большинство потребностей формируется под влиянием окружающих тебя людей и внешних условий (природных, материальных, информационных, социо-культурных).
В-третьих, источником новых потребностей может быть внутреннее состояние, состояние тела и души. И твой организм, и душа часто не просто просят, но настоятельно требуют от тебя определенных действий.
Осознанные потребности проявляются как интересы. Интерес не как любопытство, но как осознанная необходимость: мне это надо, потому что …. Нет, не потому что люблю или мне хочется, а потому, что я понимаю для чего мне это нужно. Необходимо получать образование и профессию, необходимо строить отношения с окружающими, необходимо сохранять здоровье, необходимо осваивать культурные и духовные ценности социума и многое другое необходимо постигать разумом и приобретать навыки для успешной и счастливой жизни.
У каждого человека свои интересы, которые во многом определяют цели его деятельности. В целях интегрируются многие интересы. В целеполагании важное место занимают намерения человека. Намерение задает определенное направление деятельности без четкого формулирования целей.
Для меня лично всегда было важным намерение открыть для себя свое предназначение в этой жизни, то есть понять, для чего я пришел на эту землю, что я должен сотворить и ради чего реализовать свои способности и таланты, данные мне во временное пользование.
А ради чего мне нужно «копаться» в своих потребностях, интересах и целях?
Когда я понял, что приоритетными для меня являются потребности социальные, а именно: мир в семье, взаимопонимание с коллегами, рост моей компетенции и увеличения моего вклада в результаты производственной деятельности (для моей же пользы и пользы для моих близких), то иначе посмотрел на все другие потребности и интересы.
Оказалось, что перемены в моих предпочтениях и интересах дают мне больше возможностей строить отношения с окружающими так, чтобы в значительной мере сократить конфликты и находиться в состоянии душевного равновесия. Не стала затягивать суета, появилась возможность «услышать» потребности души.
Уровни осознания деятельности. (От ощущений к пониманию)
Ощущение - (реакция органов чувств на внешние раздражители) присуще всем живым организмам. Для человека важны внутренние ощущения: тревога, покой, радость и т.п. Если испытываю положительные эмоции от того, что делаю, то, скорее всего, я делаю все правильно.   
Восприятие - синтез внешних и внутренних ощущений; продуктом такого синтеза являются эмоционально окрашенные образы вещей, людей и явлений.
Представление – субъективный образ объекта, полученный на основании собственного опыта и усвоенных понятий, выработанных людьми и подвергаемых рассуждениям и обсуждениям.
Понятие - логическая структура, требующая не только индуктивных или описательных рассуждений, но и абстрактных дедуктивных построений.
Для тех, у кого есть интерес к осознанию своего места в этой жизни, желание выявить свои проблемы с целью их решения и достижения большего удовлетворения от собственной деятельности, предлагаем поработать с матрицей понятий:
Потребности - Познание - Целеполагание - Предназначение

http://uploads.ru/t/7/d/f/7dfEM.gif

Как работать с этой матрицей? 
Попробуй отыскать ячейки, слова в которых для тебя ближе всего, которые соответствуют твоему сегодняшнему состоянию. Важно было бы понять, что было главным в прошлых периодах твоей жизни.
Потребности.
Каждый из нас имеет потребности всех уровней.
Что лучше или хуже, какой уровень выше или ниже – вопрос пустой. Все люди разные и в каждом есть то, чему можно поучиться.
Говоря о приоритетах, мы уже осознаем свои потребности и можем назвать их определенными интересами на определенном уровне понимания.
Попробуем ответить на вопрос: Удовлетворение каких потребностей для меня наиболее важно сейчас и какие изменения в приоритетах происходили раньше?     
На сей момент я, представлюсь как «теоретик», осознаю свои жизненные приоритеты примерно так:
Вспоминая детство, могу отметить в качестве главных интересов: игры и развлечения со сверстниками, достижение успехов в учебе (быть лучшим) и в освоении различных навыков наравне со взрослыми. Сегодня я понимаю, что удовлетворял потребность в самоутверждении и взращивал самолюбие и тщеславие.
В юности социальные потребности стали ведущими. Самоутвеждение стало основным мотивом поведения. Гордость и тщеславие, стремление к лидерству укреплялись.
Начало профессиональной деятельности и создание семьи внесли существенные изменения в приоритеты потребления и структуру интересов. Стали определяться конкретные цели деятельности ради удовлетворения материальных потребностей семьи и цели профессионального роста.
Ведущим интересом стала научная деятельность, которая и привела к формированию устойчивых представлений об окружающем меня мире. Вопрос о том, кто я и что я в этом мире привел к намерению раскрыть для себя свое предназначение. Это для меня реальная проблема, которую окончательно разрешить невозможно, но можно двигаться к решению.
Что я сейчас и пытаюсь делать. 
Уровень понимания.
Человек может жить, не проявляя особых интересов, кроме интереса удовлетворения  утилитарных потребностей. Он может не ставить никаких целей, а жить иждивенцем, приживалой или батраком, работающим на хозяина, который дает задания и за работу кормит.
Сознание такого человека проявляется на уровне ощущений и восприятия, его разум оперирует образами, мышление стимулируется эмоциями и ассоциациями.  Такой уровень сознания не исключает возможность реализовывать свое предназначение: творить добро и красоту, быть родителем (отцом или матерью), передающим детям свои внутренние ценности. Ощущения и движения души, если человек их слышит, направляют его деятельность лучше, чем множество усвоенных знаний.
Людям, живущих чувствами, нет нужды «копаться» в своих потребностях и интересах с помощью абстрактных понятий и чужих представлений. Если душа у человека чистая, совесть спокойна, конфликтов с ближними нет, то он легко творит добро без тщеславия и гордости, без ожидания наград.
Грязная душа бежит от любого знания о себе.
По большей части мы во многом испорченные больные люди. Мы испорчены своим сознанием, своими привязанностями, своей профессиональной деятельностью и, в какой-то мере, своим окружением.
Если ты понимаешь, что на совсем чист перед ближними, что не случайно перед тобой встают проблемы и приходят беды, то «копаться» в себе очень полезно.
Мы, то есть те, кто начал эту работу, тоже не исключение, поэтому хотим совместно с тобой решать собственные проблемы. Ты можешь сказать: «Так и решайте свои проблемы в своей группе, я то зачем вам нужен?». Резонный вопрос.
Никто из нас не лучше другого, но каждый человек имеет свой уникальный дар. Этот дар нужно откопать в себе, но сделать это можно только с помощью других людей. Собственная оценка своих действий не дает, чаще всего, правильного ответа, а уводит от него. Чужие оценки еще хуже действуют на нас: либо унижают, либо льстят нашему самолюбию. Что делать в таком случае? – Мы уверены в том, что совместная деятельность дает возможность обмениваться плодами наших уникальных даров и, тем самым, становиться богаче внутренне и решать свои проблемы успешнее.
Откликается ли твоя душа на наши суждения, которые сделаны также от души? Что тебе близко, что ты не принимаешь, что не понимаешь? Дай нам и всем, кто еще включится в эту работу, свои суждения. В этом суть движения к самопознанию и исправлению своей души и жизни. Этой трудной работой никогда не поздно заняться.
Уровень целеполагания и предназначение.
Тема особого разговора.
Тому, кто внимательно ознакомился с предложенными рассуждениями, предлагаем пройти первый этап, а лучше сказать, первый виток спирали самопознания. Почему спирали? – Потому, что полезно, и, наверное, необходимо будет вновь «просканировать» свои потребности, интересы и намерения на предмет смены приоритетов через какое-то время…